Споры со страховыми компаниями

Итак, в Вашей жизни наступил тот момент, когда Вы, являясь потерпевшим (например, в ДТП или в случае залива Вашей квартиры соседями, когда ответственность причинителя вреда застрахована) либо добросовестным страхователем, столкнулись с фактом нарушения страховой компанией условий заключенного договора страхования или страхового законодательства. Вариантов нарушения Ваших прав может быть множество (причем, будучи человеком неискушенным в вопросах страхования, Вы можете и не догадываться, что, к примеру, в основу отказа в выплате страхового возмещения страховой компанией положены формальные основания, которые грамотный страховой юрист сумеет оспорить в судебном порядке), среди которых следует выделить наиболее распространенные:

  • отказ в выплате страхового возмещения в связи с пропуском срока подачи заявления о страховом случае;
  • отказ в выплате страхового возмещения в связи с несоответствием изложенных страхователем обстоятельств наступления страхового случая, установленным экспертизой страховщика;
  • отказ в выплате страхового возмещения в связи с невозможностью установления обстоятельств наступления страхового случая;
  • нарушение сроков выплаты страхового возмещения;
  • необоснованное занижение суммы страхового возмещения.

Следует отметить, что во многих случаях неисполнения страховой компанией обязательств, вытекающих из заключенного договора страхования (например, при отказе в выплате возмещения в связи с не вовремя поданным заявлением о наступлении страхового случая), только страховой юрист сможет дать адекватную оценку таким действиям страховщика и указать на факт нарушения условий договора страховщиком, а также на пути выхода из сложившейся ситуации.

В случаях незаконного отказа в выплате страхового возмещения, затягивания страховой компанией сроков выплаты страхового возмещения, занижения суммы страхового возмещения, а также в иных случаях нарушения страховщиком условий договора страхования, имеет смысл потребовать надлежащего исполнения условий договора страхования в претензионном порядке. Страховая претензия может быть направлена как по почте, так и передана непосредственно страховщику с отметкой о принятии непосредственно на копии претензии.

Грамотно составленная страховая претензия может оказать неоценимую помощь в досудебном урегулировании возникшего спора, а также продемонстрировать серьезность намерений страхователя отстаивать свои права и охраняемые законом интересы, вплоть до обращения в суд за их защитой.

Если страховая претензия не возымела должного результата, то имеет смысл написать жалобу на страховую компанию в контролирующий орган – Службу страхового надзора (МТСБУ или Госфинуслуг (Держфінпослуг)).

В нашей практике были случаи, когда страхователь, опасаясь длительности судебного разбирательства со страховой компанией, терял время на телефонные разговоры, посылал пачками гневные письма страховщику и жалобы в страховой надзор, а в итоге, отчаявшись, обращался к юристам… Результатом промедления стало вынесенное в пользу страхователя решение суда, исполнительный лист и… четвертая очередь кредиторов, т.к. за время суда со страховой компанией она успела обанкротиться…